Журнал
люди

«Глубины мифологии и визуальная зрелищность»: Эльвира Шарма об основах индийского танца «катхак»

«Глубины мифологии и визуальная зрелищность»: Эльвира Шарма об основах индийского танца «катхак»

Многообразная культура Индии включает в себя совершенно разные музыкальные, философские, религиозные направления. Зачастую в одном культурном проявлении переплетаются сразу несколько, рождая отдельный вид искусства. Одним из них, безусловно, является танец.

Сегодня мы беседуем с преподавателем классического индийского танца катхак в Центре йоги «Sanskar» Эльвирой Шарма, которая рассказала нам не толькоо том, какую пользу занятия этим видом танца приносят нашему здоровью, но и раскрыла другие его секреты.

Эльвира, с чего лично для вас началось увлечение этим видом танца?

- Я родилась в Санкт-Петербурге. Заниматься танцами начала 12 лет назад. Дело в том, что я с детства увлекалась индийской культурой. Особенно мне нравилось смотреть индийские фильмы. В сами танцы я пришла намного позднее. Все началось с посещения индийского фестиваля, который проходил у нас в городе. Именно там я приняла участие в танцевальном флешмобе. Помню, что мне настолько понравилось танцевать под индийскую музыку, что я записалась в студию танцев на занятия. Так я начала развиваться в этом направлении. Со временем – принимать участие в различных конкурсах, в том числе, международных. Далее встретила своего индийского учителя Гуру Ашвани Нигамаи продолжаю у него обучаться до сих пор. Но и сама веду педагогическую деятельность в этом направлении.

Вы преподаете классический индийский танец «катхак». В чем его особенности?

- Дело в том, что многие знают индийские танцы в первую очередь по болливудским фильмам. Но классический индийский танец можно сравнить страдиционным русским балетом. Где в первую очередь изучается техника у станка и только после этого следует выход на сцену. В классическом индийском танце все точно так же: сначала мы изучаем базу. Прежде всего, в основе обучения лежит работа с ритмом. Мы учимся ритмике ног, но в то же время большое внимание уделяется и пластике рук. Когда эти два действия совмещаются в одном танце, начинают одновременно работать два полушария мозга, что тоже оказывает свое благотворное влияние на наше здоровье.

То есть, в основе танца все-таки лежат движения рук и ног?

- На самом деле, все гораздо глубже. Помимо техники движения рук и ног мы изучаем традиции индийской культуры, ее мифологию. Разбираем традиционные сюжеты, которые, как правило, и лежат в основе каждой истории, которую мы рассказываем тем или иным танцем. Это самое главное. Ведь и само слово «катхак» с индийского переводится как «рассказчик».

Кроме того, мы изучаем искусство «абхиная», то есть актерское мастерство. Оно тоже является обязательной частью индийского танца. Так как то, о чем мы говорим со зрителем через танец, важно показывать не только движениями, но и мимикой. Однако,прежде чем переходить к работе над актерским мастерством, мы изучаем свое лицо. Делаем различные упражнения для бровей, глаз, губ и так далее. И только затем начинаем изучать тонкости того, как правильно и глубоко изобразить ту или иную эмоцию. Эти практики помогают людям в целом учиться выражать свои эмоции. Они помогают избавиться от эмоциональной зажатости, которая, как мне кажется, многим в нашей стране свойственна. Могу сказать по себе, что индийские танцы мне очень помогли стать более коммуникабельной, открытой миру и жизни.

Истории, которые лежат в основе танцев – в основном взяты из индийской мифологии?

- Верно. Безусловно, героями танцев может быть и кто-то из индийских Богов. Но это вовсе не означает, что танцоры обязаны в них верить и поклоняться им. Например, это может быть танец, посвященный индийскому Богу мудрости и благополучия Ганеше. Но это не будет танец-поклонение. Это просто рассказ каких-то событий из его жизни, взятый из мифологии. Здесь также важен выбор той песни, под которую исполняется танец. Она обязательно должна быть классической, которая, безусловно, отличается от современноймузыки. Как правило, танцем мы как раз «пересказываем» то, о чем в этой песне поется. Зачастую это по-доброму шуточные сюжеты, забавные истории из жизни главных персонажей выбранной песни.

Конечно, есть танцы, которые не несут смысловой нагрузки с точки зрения сюжета. В них мы показывает виртуозное владение ритмом, скоростью, своим телом. То есть, в его основе лежит визуальная зрелищность.